В настоящий момент присутствует ряд проблем в исполнении национального режима по государственным закупкам, в том числе и в отрасли светотехники. Член правления Алексей Викторович Виноградов, Директор ООО «Северное Сияние» выделяет ключевые аспекты проблем. «Хотелось бы выделить основные моменты, препятствующие применению национального режима при закупках по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
1. При использовании Постановления правительства №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» от 30 апреля 2020 г., согласно
п. 4. Запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга, Заказчиками крайне редко применяются запреты или ограничения на поставку товаров иностранного происхождения. Причиной этого является Разъяснение ФАС России от 25.06.2020 г. № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар) (от 25.06.2020 № ИА/53616/20). Заказчики считают, что Светильники являются расходным материалом и не указывают требования по национальному режиму при выполнении работ связанных с заменой светильников.
2. Ограничение на применение запрета на поставку светильников стоимостью 1 млн рублей приводит к тому что огромное количество закупок происходит без применения ПП РФ 616, а также дает возможность Заказчику раздробить закупку на несколько частей с НМЦК до 1млн рублей и не применять национальный режим.
3. Отсутствие в ПП РФ 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» требования о публикации информации в контракте о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов дает возможность поставщикам нарушать требование нац. режима, поставлять продукцию с поддельными номерами РПП и РЭП, либо вообще без них (Данные приведены по результатам мониторинга госзакупок за 2022 год). Также Заказчик не всегда проверяет номера РПП и РЭП в составе заявок на предмет соответствия требованиям.
4. Все вышеперечисленные недочеты, в действующей редакции, позволяют поставлять продукцию сомнительного качества иностранного происхождения, что замедляет темпы роста развития российской светотехники».
5. Также, для увеличения закупок товаров российского происхождения, предлагаю распространить ПП РФ №616 и ПП РФ №878 на 223-ФЗ о «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В правительстве также обсуждается решение. В настоящее время возобновлена дискуссия о границах применения национального режима ради поддержки импортозамещения — до 15 мая Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг должны принять единое решение по вопросу принуждения госзаказчиков и госкомпаний к закупкам отечественной продукции. В письмах в правительство от 2 и 7 февраля Минпромторг и Минэкономики настаивают на внесении поправок в 223-ФЗ о «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ключевой вопрос — контроль выполнения госкомпаниями квот по закупке отечественных товаров и меры ответственности за их невыполнение.
Для этого предлагается ввести механизмы достижения госкомпаниями квот по закупке отечественной продукции и ее верификации по реестрам российской и радиоэлектронной продукции.